Как натянуть цепь на эндуро мотоцикле: инструкция и нюансы

Правильно натянутая цепь — залог долгой службы как самой цепи, так и звёзд мотоцикла, а также вашей безопасности. Для эндуро этот процесс особенно важен, так как режимы нагрузки сильно меняются (с бездорожья на асфальт и обратно).

Вот пошаговая инструкция с важными нюансами для эндуро.

Шаг 1: Подготовка и что вам понадобится

Инструменты:
· Ключ для оси заднего колеса (часто большой торцевой ключ, например, на 27, 30 или 32 мм).
· Ключи для контргаек маятника (обычно два ключа на 22, 24 или 27 мм).
· Щуп для измерения провисания цепи (или обычная линейка/рулетка).
· Молоток или длинная монтировка — для совмещения меток на маятнике.
· Смазка для цепи (чтобы обработать цепь после всех манипуляций).
· Подкат или подъёмник для надёжной фиксации мотоцикла.
· Перчатки (защита от грязи и острых краев).

Шаг 2: Определяем правильное провисание цепи

Это самый важный момент. Провисание измеряется в середине самого длинного прямого участка цепи между двумя звёздами (обычно между передней и задней). Мотоцикл должен стоять на колёсах, а не на подставке.

Общее правило для эндуро: провисание должно быть больше, чем для спортбайков, потому что подвеска работает с бóльшим ходом.

· Обычно, провис на внедорожной технике: 40-55 мм.
· Однако у каждой модели есть свои особенности: вес техники, длинна маятника, количество звеньев и т.д. Поэтому обязательно, в первую очередь, нужно смотреть допуск провисания цепи в мануале!

Как проверить точно? Этот метод даст наиболее точный результат:
1. Сожмите заднюю подвеску (дайте нагрузку) любым удобным для вас способом (можно с помощью друга).
2. В этом положении цепь должна быть почти внатяг, с минимальным провисанием ~5-10 мм.
3. Опустите мотоцикл на колеса. Теперь измерьте провисание в середине пролета. Оно и будет тем самым 40-55 мм (точное значение указано в мануале).

Почему это важно для эндуро? При сильном сжатии подвески (например, на прыжке или кочке) цепь натягивается. Если она была перетянута, она может порваться и повредить разные узлы мотоцикла.

Шаг 3: Процесс регулировки

1. Зафиксируйте мотоцикл. Поставьте его на подкат или подъёмник. Заднее колесо должно быть вывешено, чтобы его можно было свободно крутить.
2. Ослабьте гайку (или гайки) оси заднего колеса.
3. Ослабьте контргайки на регулировочных болтах с обеих сторон маятника.
4. Регулировка. Крутите регулировочные болты на одинаковое количество щелчков/оборотов с обеих сторон. Это критически важно для правильной геометрии заднего колеса!
· Затягиваете болты (по часовой стрелке) -> цепь натягивается.
· Откручиваете болты (против часовой) -> цепь ослабляется.
5. Проверяйте совпадение меток. На маятнике с обеих сторон есть насечки или цифры. Следите, чтобы метки на регулировочных болтах совпадали одинаково с обеих сторон. Используйте молоток или монтировку, чтобы точно их выставить.
6. Прокрутите колесо и проверьте натяжение в нескольких положениях. Цепь может иметь разную натяжку в разных местах. Ориентируйтесь по самому тугому месту.
7. Добейтесь нужного провисания (см. Шаг 2).

Шаг 4: Затяжка и завершение

1. Затяните контргайки, удерживая регулировочные болты от проворачивания.
2. Сильно и надёжно затяните гайку оси заднего колеса с рекомендованным моментом (если есть динамометрический ключ). Это очень важно!
3. Еще раз проверьте совпадение меток на маятнике. После затяжки оси они могут немного сместиться.
4. Прокрутите колесо, убедитесь, что цепь движется ровно, нет перекосов и посторонних звуков.
5. Обязательно смажьте цепь!

Частые ошибки и важные нюансы для эндуро

1. Перетяжка цепи – самая опасная ошибка! Приводит к:
· Быстрому износу цепи и звезд.
· Повышенной нагрузке на подшипники выходного вала КПП и ступицы заднего колеса.
· Обрыву цепи.
2. Разные метки с обеих сторон. Приводит к перекосу заднего колеса, ухудшению управляемости и неравномерному износу шины и цепи.
3. Регулировка на подставке (без нагрузки). Если вы отрегулируете цепь, когда заднее колесо висит в воздухе, при опускании мотоцикла она окажется слишком тугой.
4. Износ цепи. Если цепь уже старая и сильно вытянута, регулировкой можно добиться натяжения только на одном участке. На других участках она будет то слишком тугой, то слишком свободной. Пора менять комплект (цепь + обе звезды).
5. Грязь. Перед регулировкой обязательно очистите цепь и звезды от старой грязи и смазки щеткой. Попадание абразивной грязи в регулировочные механизмы усложнит процесс.

Итог: Наш магазин мотозапчастей Proriderz, рекомендует регулярно проверять натяжение цепи (перед каждой поездкой), не перетягивать её и всегда следить за равномерностью регулировки. Правильно натянутая цепь на эндуро — это когда в самом тугом положении она имеет небольшой свободный ход, а при стоящем на колесах мотоцикле провисает на 4-5 сантиметров.
-------
Сохраняйте в закладки, чтобы информация была всегда под рукой.
Следите за новостями у нас на сайте, Вконтакте, или Telegram
-------
Нужна цепь для эндуро мотоцикла? Смело выбирайте DID 520ERVT – самую лёгкую и долговечную эндуро цепь с технологией X-Ring!

А если требуется помощь в подборе других расходников или запчастей на мотоцикл:
- пишите в чат на сайте (в правом нижнем углу) или на электронную почту vasb@cebevqrem.eh
- звоните 8 (800) 200-31-65 (бесплатно по России).